На дорогах Абу Даби можно увидеть самые дорогие автомобили мира с самыми большими и мощными двигателями. И это не удивительно - ведь на территории этого арабского эмирата находятся пятые по величине залежи нефти. И вот теперь именно там восстаёт первый в мире город без автомобилей, мусорных отходов и выхлопных газов. Первые строения уже готовы принять первых жильцов.
Попадая в уличный лабиринт из палящего пустынного зноя, Фарес Гнеим одевает жилетку. Движения прохладного воздуха по улицам города будущего просто притягивает сороколетнего шефа отдела коммуникаций экологического концерна "Масдар". Узкий переулок между фасадами из тёмно-коричневого песчаника, украшенного арабесками, накрывает тень выступающих за края крыш солнечных батарей. Яйцеобразное транспортное средство (PRT - Personal Rapid Transit) беззвучно приближается и открывает двери. Фарес садится, называет компьютеру место назначения и откидывается на спинку кресла. "Абу Даби не для метро, трамваев и автобусов" говорит он. "При 50 градусах в тени никто не пойдёт ждать на остановку, даже расположенную всего в 200х метрах".
Всего через несколько лет по улицам Масдар Сити должны будут передвигаться более 3000 подобных управляемых компьютером такси голланского производителя "2getthere".
Сейчас уже тестируются около дюжины таких ПРТ.
Масдар Сити сегодня - одна сплошная стройплощадка. В 17 километрах от столицы Объединённых Арабских Эмиратов крутится множество башенных кранов, по красному песку пустыни ползают бульдозеры и самосвалы, но и их уже заправляют биотопливом.
Небольшой эмират Абу Даби располагает одним их крупнейших естественных нефтянных резервуаров мира .
Тот факт, что именно здесь, в этой нефтяной империи с самым большым выбросом СО2 на душу населения, появится ультрасовеременный город с использованием исключительно альтерантивной энергии, вселяет надежду. Основатель Арабских Эмиратов шейх Саид бин Султан Аль Нахьян оставил своему народу как завещание такие слова: "... наши предки смогли выжить здесь потому что они поняли важность сохранения окружающей среды для последующих поколений и брали от неё только то, что было необходимо."
Спустя два года после смерти шейха в 2004 году, государственный фонд Абу Даби "Мубадала", имея в распоряжении 875 миллиардов долларов США основал экологичесикй концерн "Масдар" (родник). С тех пор он вкладывает по всему миру миллиарды в разработку экологических технологий получения энергии, в том числе строит совместно с немецким концерном E.on крупнейшую в мире ветряную электростанцию в устье Темзы.
В самом Абу Даби шеф "Масдара" Ахмед Аль Джабер хочет сделать реальностью экотопию по имени Масдар.
Фарес привёз нас в Научно-Технологичесикй Институт Масдара (Masdar Institute of Science and Technology) - огромное, но элегантное здание из песчаника и стекла. Масдар-институт с его 800 студентами будет первым в мире институтом, занимающимся исключительно исследованиями в области экологически чистых способов добычи энергии и долгосрочной экономики.Этот совместный с Интститутом из Массачусетса (MIT) проект является ядром или эмбриональной клеткой города Масдар. Вокруг него будет разрастаться город. Запланированно построить помещения для 1500 предприятий экологической отрасли и 50000 человек. Некоторые здания должны принять своих жильцов уже в сентябре этого года. А в том, что жильцы будут, сомнений не возникает ни у кого.
Кроме высокого уровня жизни в этих "люксусных" зданиях, Масдар привлекает предпринимателей и инвестров и другими лакомыми кусочками.
Такими, как отсутствие налогов на импорт, а также подоходных налогов для предпринимателей и жителей города, свободный трансфер дохода за границу, обмен валюты без комиссий.
Времени остаётся не много, до 2017 года город должен стоять.
Только на стройплощадке института задействованы 3500 рабочих, приехавших в основном из Индии и Пакистана, трудящихся под руководством британского архитектурного бюро "Форстер и Партнёры". В строительстве самого города задействованы ещё 3500 рабочих.
Хотя вид ещё далёк от окончательного, сама идея уже вырисовывается: подземная система труб, которая будет выкачивать мусор из домов, чтобы его переработать, сделать удобрением или использовать для получения электричества путём безвредного сжигания, самая большая в мире солнечная батарея на крышах; узкие улочки, воздушные корридоры, воронкообразные строения должны почти полностью заменить поедающие электроэнергию кондиционеры.
Бюро "Форстер и Партнёры" стало известным благодаря таким проектам, как купол Рейхстага в Берлине или аэропорт в Гонгконге.
Архитектор Аустин Релтон вынужден кричать, что бы пересилить грохот молотов, дрелей и пил, но в его голосе слышится восхищение: "всё это не похоже ни на что, что до сих пор было создано "Форстером"!".
Перевод немецкого сообщения службы новостей "МСН".
Комментариев нет:
Отправить комментарий